Кто рядом живет? |
Больше чем соседи... |
Давно известно Кавказ - семья народов, Азербайджан в этом смысле не исключение рядом с удинами живут люди многих национальностей с богатыми традициями, замечательными обычаями, интересной историей. Один из таких народов — таты.
Относительно времени
появления татов на Северном Кавказе и в
Закавказье историки имеют почти
полное единство взглядов. В начале II
века нашей эры в Иране воцарилась
династия Сасанидов, развернувшая экспансию на Кавказ.
Они стремились, подчинив себе этот регион, надежно закрыть
Албанские ворота
(Дербентский проход), чтобы обезопасить свои владения с севера,
откуда часто прорывались на юг
кочевые племена. Иранские
завоеватели построили на Кавказе ряд оборонительных
сооружений. По договору 387
года с Византией Иран обязался держать на Кавказе
крепости и гарнизоны.. за что
Византия выплачивала субсидию. К тому времени и относится
переселение в Азербайдан и
Южный Дагестан ираноязычного
населения в качестве военных колонистов.
Таким образом, нынешние таты — прямые потомки этих колонистов. Их много на Апшеронском полуострове, в селах Дивичинокого, Шемахинского, Кубанского и других районов Азербайджана, а также в Дагестане. Есть таты в других республиках Северного Кавказа.
Кстати, лишь малая часть татов находится на территории бывшего Союза. Гораздо больше (около трети миллиона) их в Иране, где они составляют значительную этническую группу.
По своим правам таты до последнего времени мало чем отличались от других Кавказских народов: они вели поолупатриархальный образ жизни, когда старший в роду мужчина фактически имел неограниченные права по управлению родом. И сейчас среди татского населения в большой моде браки между довольно близкими родственниками, соблюдаются большинство общепринятых на Кавказе неписаных законов. До 1917 года нормальным считалось многоженство, да и сегодня женщина в татской семье занимает, как правило, второстепенное положение.
В общем, отличия татов от остальных горцев были, исключая последние десятилетия, незначительные: та же папаха, тот же башлык, тот же кинжал.
Иное дело религия. Тогда как практически все кавказские вероисповедании целый ряд замечательных отличий. Нельзя даже, пожалуй, говорить о вепоскольку единства у представителей татов в этом вопросе нет. И тему есть своя история.
Когда-то вера татов была языческой, а предметом поклонения, как и у всех язычников, злые и добрые духи, огонь. В VIII —IX в., после вторжения на Кавказ арабов, таты, их значительная часть, приняли ислам. Другая их часть переняла у верхушки хазарского каганата иудаизм. Совсем небольшая группа татов, проживавших в армянских селах, приняла христианство. Но при различии религий налицо у всех групп татов большое сходство в быте, фольклоре. Единым остался их язык. Нет серьезных различий между татскими группами и с точки зрения антропологии. Собственно говоря, и разница в религиозных убеждениях никогда не мешала татам в общении, в заключении браков.
Татский язык относится к ляя одно из наречий новоперсидского языка. Он близок, в частности, к языку, на котором говорит большинство таджиков. Таты говорят на диалектах, представляющих собой производные от языка, первоначально бывшего в употреблении в Восточной Мидии. Татский язык сближается и с некоторыми прикаспийскими: талышским, ги-лянским, мазандаранским тоже иранским. Некоторые исследователи относят татский язык к диалектам, на которых говорили юго-западные группы иранских племен. Это позволяет говорить о иранском происхождении татов.
Между татами и соседними кавказскими народностями всегда существовали добрососедские отношения, что было следствием и одинаковых социально - экономических условий жизни и общности бытовых норм, сложившихся в течение веков. Дагестанские таты разделили историческую судьбу народов Дагестана. Не случайно поэтому на гербе республики Дагестан ее наимено
Таты сравнительно недавно, свою письменность. Были открыты татские школы, татский театр. В 1928 году начала выходить газета на татском языке — «Захметкеш» («Труженик»), Ныне татский парод вырастил свою интеллигенцию, ярким представителем которой нейший хирург Г. А. Илизаров.
В. АМИРОВ.