Кто  рядом   живет?


 

           Больше чем соседи...


 

Давно известно Кавказ - семья народов, Азербайджан в этом смысле не исключение рядом с удинами живут люди многих национальностей с богатыми традициями, замечательными обычаями, интересной историей. Один из таких народов    —   таты.

Относительно времени появления татов на Северном Кавказе и в Закавказье историки имеют почти полное единство взглядов. В начале II века нашей эры в Иране воцарилась династия Сасанидов, развернувшая экспансию на Кавказ. Они стремились, подчинив себе этот регион, надежно закрыть Албанские ворота
(Дербентский проход), чтобы
обезопасить свои владения с севера, откуда часто прорывались на юг кочевые племена. Иранские завоеватели построили на Кавказе ряд оборонительных сооружений. По договору 387 года с Византией Иран обязался держать на Кавказе крепости и гарнизоны.. за что Византия выплачивала субсидию. К тому времени и относится переселение в Азербайдан и Южный Дагестан ираноязычного населения в качестве военных   колонистов.

Таким образом, нынешние таты — прямые потомки этих колонистов. Их много на Апшеронском полуострове, в селах Дивичинокого, Шемахинского, Кубанского и других районов Азербайджана, а также в Дагестане. Есть таты в других республиках Северного Кавказа.

Кстати, лишь малая часть татов находится на территории бывшего Союза. Гораздо боль­ше (около трети миллиона) их в Иране, где они составляют значительную этническую группу.

По своим правам таты до последнего времени мало чем отличались   от   других   Кавказских народов: они вели поолупатриархальный образ жизни, когда старший в роду мужчина фактически имел неограниченные права по управлению родом. И сейчас среди татского населения в большой моде браки между довольно близкими родственниками, соблюдаются большинство общепринятых на Кавказе неписаных законов. До 1917 года нормальным считалось многоженство, да и сегодня женщина в татской семье занимает, как правило, второстепенное положение.

В общем, отличия татов от остальных горцев были, исключая последние десятилетия, незначительные: та же папаха, тот же башлык, тот же кинжал.

Иное дело религия. Тогда как практически все кавказские вероисповедании целый ряд замечательных отличий. Нельзя даже, пожалуй, говорить о ве­­поскольку единства у представителей татов в этом вопросе нет. И тему есть своя история.

Когда-то вера татов была языческой, а предметом поклонения, как и у всех язычников, злые и добрые духи, огонь. В VIIIIX в., после вторжения на Кавказ арабов, таты, их значительная часть, приняли ислам. Другая их часть переня­ла у верхушки хазарского ка­ганата иудаизм. Совсем неболь­шая группа татов, проживавших в армянских селах, приняла христианство. Но при различии религий налицо у всех групп татов большое сходство в быте, фольклоре. Единым остался их язык. Нет серьезных различий между татскими группами  и   с   точки   зрения  антропологии.  Собственно говоря,  и разница  в  религиозных   убеждениях  никогда  не  мешала татам   в  общении, в   заключении браков.

Татский язык относится к ляя одно из наречий новоперсидского языка. Он близок, в частности, к языку, на котором говорит большинство таджиков. Таты говорят на диалектах, представляющих собой производные от языка, первоначально бывшего в употреблении в Восточной Мидии. Татский язык сближается и с некоторыми при­каспийскими: талышским, ги-лянским, мазандаранским тоже иранским. Некоторые исследователи относят татский язык к диалектам, на которых говорили юго-западные группы иранских племен. Это позволяет говорить о иранском происхождении   татов.

Между татами и соседними кавказскими народностями всегда существовали добрососедские отношения, что было следствием и одинаковых социально - экономических условий жизни и общности бытовых норм, сложившихся в течение веков. Дагестанские таты разделили историческую судьбу народов Дагестана. Не случайно поэтому на гербе рес­­публики Дагестан ее наимено­

Таты сравнительно недавно, свою письменность. Были открыты татские школы, татский театр. В 1928 году начала выходить газета на татском языке — «Захметкеш» («Труженик»), Ныне татский парод вырастил свою интеллигенцию, ярким представителем которой нейший хирург Г. А. Илизаров.

В. АМИРОВ.


 
Hosted by uCoz