ЛЮБЯЩИЙ ВСЕГДА ЛЮБИМ

Совет Свердловского национального общества удинов благодарит всех, кто не остался равнодушным к нашей деятельности во благо нашего народа. Мы искренне рады тем. кто добро вольно возжелает стать постоянным и активным членом нашего общества, независимо от места проживания. В Уставе общества отмечено, что «членами СНОУ считаются все удины, согласные с Уставом и Программой, достигшие 16 лет, зарегистрированные в обществе, внесшие обязательные и уплачивающие членские взносы». На основании этого пункта нашего Устава редакция «Родника» регулярно будет публиковать фамилии тех, кто действительно возжелал стать членом нашего общества. Одним из таких является уважаемый многими сельчанами Ю. В. Дабаков, детский врач ниджской сельской больницы, человек, безгранично большей души, лепкой руки. Через него проходят десятки и сотни маленьких божественных созданий различных национальностей, которым суждено сотворить наше будущее. Этот человек поражает многих, кто имел с ним дело, отзывчивостью и готовностью прийти на помощь в любое время. Такое же произошло и с нами. Еще в самом начале зарождения и становления нашего общества Ю. В. Дабаков поддерживал нас во всех наших начинаниях. Врач, лечащий детские души, с присущим ему оптимизмом и великолепной интуицией, прекрасно чувствовал состояние нашего вновь зарождающегося и почти младенческого общества. И вот сегодня Ю. В. Дабаков. верный своему человеческому долгу, вносит вступительный взнос в размере 100 рублей, чтобы стать членом нашего общества. Это живой пример любви и уважения к своему народу, своей родине, своим соотечественникам, через которую прямая дорога к любви и уважению всех рядом живущих народов. А любящий всегда будет любим.

                                                                                                                                                                 В. НАСИБАРИ,  председатель совета СНОУ.

 

 

НЕ   УЕЗЖАЙТЕ

I.

Мои братья, мои сестры,

Оставив родные села, не уезжайте,

Маму-папу  оставив одних,

Вы в машину не залезайте.

                      II.

Наши невесты, наши сыновья, не уезжайте.

Я дедушка, не увозите моих внуков.

Наши дворы не оставляйте без детворы.

Материнские глаза,  оставив в слезах, не уезжайте.

                      Ш.

Послушайте мои слова, остановитесь.

Поверьте моим словам, вернитесь.

Назовите детей именами удинскими.

Согрейте землю нашу дыханием своим.

                     IV.

Берите фамилии удинские, будьте удинами,

На ниджской земле поживем, будем ниджскими.

Трудные дни братьями будем, облокотимся.

С вами вместе наша земля расцветет.                            Автор Яша ДУРМУШАРИ.

                                                                                                                            Перевод   Геннади ДЖАНАРИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                            ПРИЯТНОГО АППЕТИТА.

С древнейших времен исключительно важное значение в жизни удинов имели их национальные блюда, сохранившие в себе свои специфические черты вплоть до сегодняшнего дня. Наиболее употребляемыми и известными среди них были и остаются такие, как, например. хуп, долма, яхни, сийох, чапои, хашил, хашой, кюфта и др. Сегодня «Родник» открывает новую рубрику «Национальные блюда удинов». Мы подробно опишем суть и порядок их приготовления. Было бы прекрасно, если бы в начатом нами деле принимали участие все, кому это более-менее интересно и кто неплохо владеет методикой приготовления национальных блюд удинов. Надеемся на активность читателей и заранее их благодарим. Итак:

 ХУП

ХУП (плов) — одно из самых вкусных и изящных национальных блюд удинов. Существуют две разновидности хупа. Хуп из риса, куда добавляются кишмиш (изюм), шавалут (каштаны), кожун (чернослив), курага, тыква, дошама из мяса и т, д., и хуп из лоби (фасоли). Здесь возможны варианты, а именно — просто фасоль с рисом, фасоль с рисом и орехами и т. д. Как правило, хуп готовится либо к приходу гостей, либо к праздничному столу и реже, по желанию семьи, в обычное время. Подается на стол в последнюю очередь, как бы завершая застолье. Процедура приготовления: берется рис от 0,5 и более кг по собственному усмотрению. Перемывается и выкладывается в кастрюлю, заливается водой. Варится в течение 8—12 мин. Переваривать рис не следует. После варки рис процеживается через дуршлаг и перекладывается либо в другую, либо в ту же кастрюлю, но только без воды. Но прежде на дно приготовленной для этого кастрюли накладывается тоненькая пленка смеси из яиц, муки, риса и масла. В последующем на этого должен получиться карампуз. По удинским приметам, у съевших карампуз .молодых людей свадебные дни проходят дождливыми, некоторые суеверные люди воздерживаются от карампуза. Далее за этой смесью накладывается часть приготовленного сваренного риса. За ним же идут кишмиш (изюм), курага, шавалут (каштаны), сваренные и поджаренные в масле с томатом (можно добавить немного лука) и т. д. Все это, вместе взятое, закладывается остальной частью риса и плотно закрывается. Кастрюля ставится на печку или плиту с низкой температурой (при высокой температуре или огне карампуз сгорит и хуп может не получиться). Необходимое время приготовления 45—50 мин. Готовность определяется постукиванием ложкой по дну-кастрюли. Если при этом звук глухой, то плов считается готовым. Если звонкий — нет. Готовый плов накладывается в тарелки и поливается сливочным маслом, после чего подается на стол в уже употребляемом виде. Вторая разновидность — это хуп из лоби. Готовится по желанию семьи как в любое время, так и в особых случаях. Процедура приготовления: берется пакла (фасоль), промывается, накладывается в кастрюлю и заваривается. Затем в эту же кастрюлю накладывается и рис, который варится вместе с паклой (фасолью). Переваривать рис и фасоль не рекомендуется. Далее все, вместе взятое (фасоль и рис), процеживается и перекладывается в другую кастрюлю, куда предварительно также накладывается смесь для карампуза. Таким образом, хуп со специфической окраской и вкусом ставится на печку (сильный огонь может навредить) и готовится в течение 40—45 мин. Здесь возможны добавления и ореха (преимущественно грецкого). Готовность определяется таким же образом, что и у хупа первой разновидности. Подается на стол либо с маслом, либо с сахаром, либо с острой приправой. Все зависит от вкуса. (Продолжение следует).